(статья утратила силу с 1 сентября 2008 года - Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ)
Комментарий к статье 149 СК РФ
1. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения, впервые рассматриваются особо. Это объясняется тем, что речь идет о несовершеннолетних, которых почему-либо не удалось устроить в приемную семью, а потому они попали на полное государственное попечение. Надо полагать, что положения ст. 149 СК РФ не распространяются на детей, временно находящихся в перечисленных учреждениях, когда есть родители, заменяющие их лица, которые осуществляют все права и обязанности, предусмотренные данным Кодексом. Любой воспитанник детского интернатного учреждения имеет все те права, обладателем которых является каждый несовершеннолетний (см. п. 2 ст. 54, п. 1 ст. 148 СК РФ и комментарии к ним). Более того, он, не находясь в семье, имеет право иметь ее. Это право осуществляется, во-первых, путем передачи его на опеку (попечительство), усыновление, в приемную семью (см. п. 2 - 4 ст. 122 СК РФ и комментарии к ним); во-вторых, посредством комплектования детских учреждений для осиротевших детей, организационно приближенных к семейным условиям воспитания.
Специально правам воспитанников-детей, оставшихся без попечения родителей, посвящена ст. 30 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Она предусматривает право детей на:
бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
защиту своих прав и интересов;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;
удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
развитие своих творческих способностей и интересов;
получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии.
Реализация этих прав способствует осуществлению зафиксированных в п. 1 ст. 149 СК РФ положений относительно содержания, воспитания, образования, развития несовершеннолетнего. Тем более, что одна из основных задач указанных учреждений - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности ребенка (ст. 2 Типового положения).
На каждого несовершеннолетнего, направляемого в одно из указанных в п. 1 ст. 149 СК РФ учреждений, представляют в числе прочих документов пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим). Причитающиеся воспитаннику пенсия по случаю потери кормильца и социальные пенсии, установленные для детей, потерявших кормильцев, подлежат перечислению на личный счет ребенка: в размере 50% - на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери; 25% - на детей, утративших одного из родителей. В таком же размере выплачиваются и социальные пенсии (ст. 73 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" с последующими изменениями и дополнениями). Порядок использования алиментов определен ст. 84 СК РФ.
Если до устройства ребенка в дом ребенка, дом-интернат и другие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пенсии и пособия своевременно не были назначены или когда смерть родителей (одного из них) произошла в период пребывания ребенка в детском учреждении, администрация этого учреждения представляет в отдел социальной защиты населения (по месту нахождения детского учреждения) заявление о назначении пенсии, пособия воспитаннику и имеющиеся в ее распоряжении соответствующие документы. При необходимости отдел социальной защиты населения запрашивает все недостающие документы для назначения пособия, пенсии. В случае отсутствия документов, подтверждающих трудовой стаж родителей, ребенку назначается и выплачивается социальная пенсия, установленная на детей, потерявших родителей. То же самое можно сказать об алиментах. Если они почему-либо не взысканы, администрации детского учреждения предстоит это сделать. Все вещи, которые воспитанник учреждения приобретает на свои собственные средства, являются его собственностью, о чем следует сделать пометку в личном деле несовершеннолетнего.
2. На детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в одном из перечисленных учреждений, распространяются правила относительно права собственности на жилое помещение, пользование жилым помещением, на получение жилого помещения (см. п. 3 ст. 60, п. 3 ст. 147, п. 1 ст. 148 СК РФ). Проблемы, связанные с трудоустройством воспитанника детского учреждения, возникают при его выпуске (см. п. 3 ст. 147 СК РФ).