Статья 3. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее - законы), а также законов субъектов Российской Федерации.Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

Комментарий к статье 3 Семейного Кодекса РФ

1. В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся координация вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства. Совместное ведение - это круг вопросов, в решении которых могут принимать участие органы государственной власти РФ и ее субъектов.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ (ред. от 29.03.2008) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <1> по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, издаются федеральные законы, определяющие основы (общие принципы) правового регулирования, включая принципы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, а также федеральные законы, направленные на реализацию полномочий федеральных органов государственной власти <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
<2> Предметы совместного ведения // Иванец Г.И., Калинский И.В., Червонюк В.И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общей ред. В.И. Червонюка. М., 2002 // http://slovari.yandex.ru/dict/constitution/article/art/cons-518.htm.

2. Семейное законодательство - это совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения по поводу условий и порядка вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирования личных неимущественных и имущественных отношений между членами семьи, определения форм и порядка устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семейное законодательство состоит из:

Семейного кодекса РФ - основополагающего федерального закона в области правового регулирования семейных отношений, определяющего всю систему семейного законодательства;

федеральных законов, которые принимаются в соответствии с СК РФ (например, Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ (ред. от 18.07.2006) "Об актах гражданского состояния" <1>, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ (ред. от 01.03.2008) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" <2>, Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ (ред. от 01.03.2008) "О государственной социальной помощи" <3>, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ (ред. от 04.12.2007) "О гражданстве Российской Федерации" <4>, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" <5> и др.);

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
<2> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929.
<3> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699.
<4> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
<5> СЗ РФ. 2008. N 17. Ст. 1755. (Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г.)

законов субъектов РФ (Закон Республики Адыгея от 25 мая 2005 г. N 319 (ред. от 27.02.2008) "О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1>, Закон Республики Адыгея от 21 июля 2005 г. N 338 (ред. от 28.12.2007) "О размере и порядке ежемесячных выплат денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также переданных на воспитание в приемную семью" <2>, Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. N 167 "Об ответственности родителей за воспитание детей" <3>, Закон Белгородской области от 25 ноября 2005 г. N 3 "Об улучшении жилищных условий граждан, усыновивших детей на территории Белгородской области" <4> и др.).

--------------------------------
<1> СЗ Республики Адыгея. 2005. N 5.
<2> СЗ Республики Адыгея. 2005. N 7.
<3> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2004. Декабрь - январь 2005. N 66.
<4> Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. 2005. Сентябрь - ноябрь. N 77.

Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения в пределах, установленных СК РФ, и по вопросам, непосредственно отнесенным данным Кодексом к ведению субъектов РФ, например, установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста 16 лет (ч. 2 ст. 13 СК РФ); при заключении брака присоединение к своей фамилии фамилии другого супруга (ч. 1 ст. 32 СК РФ); присвоение фамилии и отчества ребенку (ч. 2, 3 ст. 58 СК РФ) и др.

Законодательство субъектов РФ может разрешать вопросы, непосредственно комментируемым Законом не урегулированные, но при этом входящие в круг семейных отношений. Регулирование этих вопросов не должно также противоречить основным началам семейного законодательства. Законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить СК РФ. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК РФ (п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 (ред. от 06.02.2007) "О некоторых вопросах применения Конституции РФ при осуществлении правосудия" <1>).

--------------------------------
<1> Бюллетень ВС РФ. 1996. N 1.

3. В комментируемой статье установлено, что Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые акты на основании и во исполнение СК РФ, других федеральных законов и указов Президента РФ.

Так, в соответствии с СК РФ к компетенции Правительства РФ, в частности, относится: определение видов заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей (ст. 82) <1>; определение порядка передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории РФ (ч. 2 ст. 125) <2> и др.

--------------------------------
<1> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 (ред. от 06.02.2004) "О Перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743.
<2> См. подробнее: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (ред. от 11.04.2006) "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СЗ РФ. 2000. N 15. Ст. 1590.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" <1> в целях обеспечения защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (ред. от 11.05.2007) "О детском доме семейного типа" <2>. В нем определяются порядок организации детского дома семейного типа. Также можно привести Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов" <3>, которое было принято в соответствие со ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" <4>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 52. Ст. 5880.
<2> СЗ РФ. 2001. N 13. Ст. 1251.
<3> СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6622.
<4> СЗ РФ. 2007. N 1 (часть I). Ст. 19.

Во исполнение Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" <1> Постановлением Правительства РФ от 29 августа 1996 г. N 1032 (ред. от 22.09.1999) был утвержден Национальный план по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 г. <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3060.
<2> СЗ РФ. 1996. N 37. Ст. 4300.

Другой комментарий к статье 3 СК РФ

1. Конституция РФ занимает особое место в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих семейные отношения, - все положения семейного законодательства должны соответствовать Конституции РФ и не могут противоречить ей.

В соответствии с п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению в силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ отнесена также защита семьи, материнства, отцовства и детства.

2. К семейному законодательству комментируемая статья относит, во-первых, СК РФ; во-вторых, другие федеральные законы; в-третьих, законы субъектов РФ.

Действующий Семейный кодекс является четвертым кодифицированным актом российского семейного законодательства. Он был принят Государственной Думой 8 декабря 1995 г., подписан Президентом РФ 29 декабря 1995 г. и вступил в силу с 1 марта 1996 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки введения в действие. Специального закона о введении в действие СК РФ принято не было. Порядок введения в действие СК РФ, его применения закреплен в заключительных положениях (разд. VIII, ст. ст. 168 - 170). Положения СК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после введения его действие (п. 1 ст. 169). По семейным отношениям, возникшим до введения его в действие, положения СК РФ подлежат применению к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения его в действие. В структуре СК выделено 8 разделов, включающих 170 статей: разд. I "Общие положения"; разд. II "Заключение и прекращение брака"; разд. III "Права и обязанности супругов"; разд. IV "Права и обязанности родителей и детей"; разд. V "Алиментные обязательства членов семьи", разд. VI "Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей", разд. VII "Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства" и разд. VIII "Заключительные положения".

К числу других федеральных законов, содержащих нормы семейного законодательства, следует отнести: от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и др.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие семейные отношения, в двух случаях: во-первых, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов СК РФ; во-вторых, по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Безусловное требование - нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать СК РФ.

Иллюстрацией первого случая может служить ч. 2 п. 2 ст. 13 СК РФ: порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста 16 лет, могут быть установлены законами субъектов РФ. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ: во Владимирской, Вологодской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тверской и других областях. Устанавливая порядок и условия вступления в брак до достижения возраста 16 лет, субъекты РФ должны учитывать, что такие случаи должны носить исключительный характер. Примером законов субъектов РФ по вопросам, которые непосредственно СК РФ не урегулированы, могут служить законы, принятые в целом ряде субъектов по реализации форм защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей. На территории отдельных субъектов РФ предусмотрена такая форма защиты прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, как патронат, патронатное воспитание. Например, в Пермском крае действует Закон Пермской области от 6 октября 2000 г. N 1129-164 "О патронатном воспитании" (в ред. от 27 апреля 2007 г.).

Отдельные законы субъектов РФ посвящены деятельности Уполномоченного по правам ребенка, например Закон г. Москвы от 3 октября 2001 г. N 43 "Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве".

В силу п. 2 ст. 121 СК РФ вопросы организации и органов исполнительной власти субъекта РФ по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются наряду с СК РФ и ГК РФ законами субъектов РФ. Примером может служить Закон Пермского края от 26 декабря 2007 г. N 171-ПК "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по осуществлению опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц" (в ред. от 1 ноября 2008 г.).

3. Регулирование семейных отношений может осуществляться не только на уровне законов, но и подзаконными нормативными правовыми актами. Примерами тому могут служить постановления Правительства РФ. В целях реализации положений ст. 82 СК РФ принято Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 "О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" <1> (в ред. от 15 августа 2008 г.). В силу прямого указания п. 1 ст. 127 СК Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (в ред. от 19 марта 2001 г.) утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью <2>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3743; 1998. N 21. Ст. 2240; 2003. N 3269; 2004. N 8. Ст. 663; 2008. N 29. Ст. 3515; N 34. Ст. 3922.
<2> СЗ РФ. 1996. N 19. Ст. 2304; 2001. N 13. Ст. 1251.

В целях реализации положений Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием <1>.

--------------------------------
<1> СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434; 2005. N 11. Ст. 950; 2006. N 16. Ст. 1748.

Остались вопросы по ст 3 СК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 3 СК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.