(статья утратила силу с 1 сентября 2008 года - Федеральный закон от 24 апреля 2008 года N 49-ФЗ)
Комментарий к статье 155.1 СК РФ
Авторский комментарий (актуален на 2009 год) |
Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
1. Глава 22 введена в Семейный кодекс Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве.
Как известно (см. коммент. к ст.123), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны передаваться в первую очередь на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) и только при отсутствии такой возможности - в соответствующие организации, предусмотренные комментируемой статьей. Устройство детей, оставшихся без родительского попечения, включая детей-сирот, - проблема острейшая, и решать ее надо в рамках общенациональных программ. Необходимо создавать новые и реконструировать действующие организации образовательного, медицинского и социального характера, иные некоммерческие организации, в которых эти дети будут содержаться и воспитываться в достойных условиях. Постановление Правительства РФ, где должны быть изложены минимальные требования к условиям пребывания таких детей в перечисленных организациях, еще не принято. 2. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, опекунов (попечителей), усыновителей в период, когда они не в состоянии исполнять свои обязанности по уважительным причинам (серьезная болезнь, длительная командировка и т.п.), может быть устроен в перечисленные выше организации временно, т.е. в течение этого периода. Передача ребенка в подобных случаях также оформляется актом органа опеки и попечительства. 3. Если ребенок устраивается в образовательную, медицинскую и аналогичную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 16 либо 18 лет, т.е. постоянно, то обязанности опекуна (попечителя) этого ребенка исполняет такая организация. Если же ребенка передают туда на временное пребывание, это не прекращает обязанностей родителей (опекунов, попечителей либо усыновителей). 4. Органы опеки и попечительства не только вправе, но и обязаны контролировать деятельность организаций, в которых пребывают дети, оставшиеся без родителей. Это касается, в первую очередь, условий содержания, воспитания, образования, а при необходимости - лечения таких детей. 5. Согласно положениям обо многих организациях о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, дети могут пребывать в них не до 18 лет, а по достижении более раннего возраста. В подобных случаях обязанности в отношении таких детей берут на себя органы опеки и попечительства. Далее они решают, могут ли такие выпускники жить самостоятельно, либо их следует передать под попечительство определенных граждан, организаций. |
Требования к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей утверждены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2011 N 558.Материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения (п.2 Требований).
Пункт 10 указанных Требований предусматривает: на период пребывания детей в организации обеспечиваются: |
1. Глава 22 введена в Семейный кодекс Федеральным законом от 24.04.2008 N 49-ФЗ в связи с принятием Закона об опеке и попечительстве.
Как известно (см. коммент. к ст.123), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны передаваться в первую очередь на воспитание в семью (усыновление, опека и попечительство, приемная семья) и только при отсутствии такой возможности - в соответствующие организации, предусмотренные комментируемой статьей.
Устройство детей, оставшихся без родительского попечения, включая детей-сирот, - проблема острейшая, и решать ее надо в рамках общенациональных программ. Необходимо создавать новые и реконструировать действующие организации образовательного, медицинского и социального характера, иные некоммерческие организации, в которых эти дети будут содержаться и воспитываться в достойных условиях.
Постановление Правительства РФ, где должны быть изложены минимальные требования к условиям пребывания таких детей в перечисленных организациях, еще не принято.
2. Ребенок, оставшийся без попечения родителей, опекунов (попечителей), усыновителей в период, когда они не в состоянии исполнять свои обязанности по уважительным причинам (серьезная болезнь, длительная командировка и т.п.), может быть устроен в перечисленные выше организации временно, т.е. в течение этого периода. Передача ребенка в подобных случаях также оформляется актом органа опеки и попечительства.
3. Если ребенок устраивается в образовательную, медицинскую и аналогичную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения 16 либо 18 лет, т.е. постоянно, то обязанности опекуна (попечителя) этого ребенка исполняет такая организация. Если же ребенка передают туда на временное пребывание, это не прекращает обязанностей родителей (опекунов, попечителей либо усыновителей).
4. Органы опеки и попечительства не только вправе, но и обязаны контролировать деятельность организаций, в которых пребывают дети, оставшиеся без родителей. Это касается, в первую очередь, условий содержания, воспитания, образования, а при необходимости - лечения таких детей.
5. Согласно положениям обо многих организациях о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, дети могут пребывать в них не до 18 лет, а по достижении более раннего возраста. В подобных случаях обязанности в отношении таких детей берут на себя органы опеки и попечительства. Далее они решают, могут ли такие выпускники жить самостоятельно, либо их следует передать под попечительство определенных граждан, организаций.