1. Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (статья 123 настоящего Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. с 3 июля 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 167-ФЗ.Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
2. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 121 Семейного Кодекса РФ
1. Дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства.
В наше время официальное признание получил термин "дети, оставшиеся без попечения родителей". Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в п. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка. Утрата детьми попечения родителей может вызываться разными причинами. Их перечень нельзя исчерпывающим образом установить в законе. Пункт 1 ст. 121 СК РФ определяет лишь основные из них. Начинаются они с очевидных событий и завершаются теми, существование которых еще нужно доказать. С другой стороны, приходится иметь дело с причинами как объективного, так и субъективного характера. К первым относится: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.
Остальные из перечисленных в п. 1 ст. 121 СК РФ причин утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание в свою очередь может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).
Одной из форм проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка домой в соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ может рассматриваться как основание для последующего его устройства в качестве утратившего попечение родителей. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин (см. ст. 69 СК и комментарий к ней).
Не исключается возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Однако если ребенок растет в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Другое дело, если такой заботы почему-либо нет. Тогда имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.
Утрату родительского попечения следует относить к фактам, имеющим юридическое значение. При наличии обстоятельств, перечисленных в ч. 1 п. 1 ст. 121 СК РФ, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление. Поэтому важно знать, когда именно этот факт возник, каким образом подтвердить его существование.
Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое можно сказать, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Когда тяжело больной родитель находится дома, момент наступления утраты родительского попечения устанавливается в каждом конкретном случае в зависимости от характера болезни, ее начала. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией.
Наибольшую трудность в установлении момента утраты родительского попечения представляют случаи, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей. Для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении грозного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
Классификация причин утраты родительского попечения на объективные и субъективные не отличается определенностью, если речь идет о здравствующих родителях. Здесь надо различать два случая: родители не хотят заботиться о своих детях или они не могут этого сделать (живут в другом городе, имеют другую семью и т.п.). В первом случае кроме мер, связанных с устройством ребенка, требуется применение к родителям мер ответственности. Во втором случае причины утраты родительского попечения чаще всего оцениваются как уважительные.
Оценивая причины утраты родительского попечения, следует иметь в виду, что далеко не всегда отсутствие заботы о ребенке со стороны каждого из родителей объясняется одними и теми же обстоятельствами. Обычно имеет место совокупность разного рода причин, относящихся к каждому родителю: мать в больнице - отец в местах лишения свободы, отец лишен родительских прав - мать, бросив ребенка, уехала в неизвестном направлении и т.п. Если мать не состоит в браке с отцом ребенка, то приходится анализировать причины только ее поведения, отношения к воспитанию ребенка.
В тех случаях, когда точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения. Дату составления этого акта следует считать моментом начала этой утраты.
2. Защита личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 31 ГК РФ, п. 1 ст. 121 СК РФ).
Семейный кодекс РФ возлагает на эти органы обязанности: по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, их учету (ст. 122 СК РФ); по устройству таких детей (ст. 123 СК РФ); по осуществлению последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 145, 147, 155 СК РФ).
Указанные в ч. 2 п. 1 ст. 121 СК РФ функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства, уполномоченных государством на их осуществление. Поэтому деятельность других органов и учреждений, в частности учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (воспитательных, лечебных, социальной защиты населения), общественных объединений, а также граждан (физических лиц) по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, законом не допускается (ч. 3 п. 1 ст. 121 СК РФ), что, однако, не исключает их активного содействия органам опеки и попечительства в своевременном выявлении таких детей (п. 1 ст. 122 СК РФ).
Органы местного самоуправления (районная, городская, районная в городе, поселковая и сельская администрация), осуществляя возложенные на них государственные полномочия по опеке и попечительству, являются теми самыми органами опеки и попечительства. Это особая их функция, выходящая за рамки осуществления ими полномочий по решению вопросов местного значения, которая в сфере семейно-правовых отношений определяется непосредственно в СК РФ (ст. 28, 48, 54, 56, 58, 59, 62, 64 - 67, 71, 74, 75, 77 - 79, 121 - 123). Полномочия органов местного самоуправления по установлению опеки и попечительства для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан (в том числе несовершеннолетних) определены также в ГК РФ (ст. 31 - 41).
Другой комментарий к статье 121 СК РФ
1 - 2. В ст. 121 СК РФ установлены институциональные основы защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Комментируемая статья определяет центральное правовое средство указанной защиты - это органы опеки и попечительства. На отмеченные органы возлагается обязанность осуществлять защиту прав и интересов детей в тех случаях, когда несовершеннолетние остаются без попечения родителей. Отмеченные случаи в форме открытого перечня перечислены в п. 1 ст. 121 СК РФ.
Согласно п. 1 ст. 34 ГК РФ, органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ. При этом не допускается деятельность других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 121 СК РФ). Обычно применительно к несовершеннолетним это органы, осуществляющие управление в сфере образования (министерство образования соответствующего субъекта РФ и др.). Законами субъектов РФ государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству могут передаваться органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности органов опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, закрепляются законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ, а также Законом об опеке.
Полномочия органа опеки и попечительства в отношении конкретного подопечного возлагаются на тот орган, который установил над ним опеку или попечительство, а при перемене места жительства подопечного эти полномочия возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в соответствии с Законом об опеке (ст. 34 ГК, ст. 9 Закона об опеке).
В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) органов опеки и попечительства являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названных лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации и осуществления опеки и попечительства. Названные полномочия в целом нужно подразделить на следующие: информационные (по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей), контрольные (предварительный контроль за назначением опекуна или попечителя, последующий контроль за осуществлением названными лицами своих обязанностей) и другие (в случаях, предусмотренных законом, - функции опекуна или попечителя и прочее).
Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах), могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.